Тема - исповедь игрока в кости (по анукрамани,
восхваление игральных костей и осуждение игрока).
Размер - триштубх, стих 7 - джагати.
Знаменитый Гимн игрока может быть отнесен к числу
гимнов-заклинаний, так как в основе его лежит магическое
заклинание против игральных костей, которое преобразовано
в несколько необычную для РВ форму монологической
баллады.
Игра в кости была широко распространена в
древней Индии. Вначале он носила ритуальный характер,
постепенно же стала светским развлечением. Согласно
Х. Фальку, наиболее древний вариант игры в кости моделировал
ритуал и социальное устройство вратьев, представляющих
особую волну миграции племен Ариев, отличную от тех,
что создали РВ (они образовывали агрессивные мужские
союзы, не знали культа Сомы и проч.). Гимн игрока
сохраняет некоторые черты древней, ритуальной игры
в кости, как отмечает Фальк: число игральных костей
- трижды пятьдесят, место для игры - выемка в земле;
кости изображаются как союз, во главе которого стоит
вожак, или царь. Но в целом это уже светская игра,
цель которой состоит не в определенных ритуальных
действиях, а в приобретении богатства. Техника игры,
по Фальку, заключалась в основном в следующем. Игральные
кости встряхивали и бросали на месте для игры (сначала
в углубление в солончаковой почве, позднее на специальную
доску). Игрок выхватывал взятку из кучи костей. Далее
взятку раскладывали. Если схваченное число костей
делилось на 4 без остатка, это был полный выигрыш
(krta); если оставалась одна лишняя кость, это был
проигрыш (kali). Остаток в две (dvapara) или в три
(treta) нигде точно не описан, но поражения они не
означали. Гимн является лирической исповедью неудачливого
игрока в кости, рассказывающего о своих заключениях
из-за игры в кости, а затем о своем избавлении от
этой страсти с помощью бога Савитара.
Первая часть
гимна является монологом самого игрока: описание магической
привлекательности игральных костей (стих 1), разрыв
из-за своей страсти к игре с женой (2) и с родными
(3-4), жалоба на свое бессилие перед костями (5) и
на коварство костей (6). Далее, по Фальку, следует
магическое заклинание: игрок называет имена костей,
тем самым приобретая власть над их сутью (именно этот
стих выдержан в другом размере, чем весь гимн). Кости
изображаются как страшная магическая стихия, терзающая
свою жертву (7-9), а азартный игрок - несчастным обездоленным
человеком (10).
Переход ко второй части - описание
счастливой тех, кто не играет в кости (11). Затем
следует отречение игрока (12), благой совет бога Савитара
(13) и предложение заключить мир с игральными костями
(14). Тема игры в кости неоднократно встречается в
древнеиндийской литературе и позднее: например, игра
в кости Наля в Махабхарате
1 Дрожащие (орехи-) серьги огромного (дерева) опьяняют
меня,
Рожденные на ветру, перекатывающиеся в углублении.
Как глоток сомы с (горы) Муджават,
Показалась мне бодрствующая (игральная кость) вибхидака.
2 Не бранила меня, не сердилась она.
Благосклонна к друзьям и ко мне была.
Из-за одной лишней игральной кости
Я оттолкнул преданную жену.
3 Ненавидит свекровь, отталкивает жена.
Несчастный не находит сочувствующего.
Как в старой лошади на продажу,
Я не нахожу пользы в игроке.
4 Другие ласкают жену того,
На чье имущество накинулась стремительная игральная
кость.
Отец, мать, братья говорят о нем:
Мы не знаем (его!) Уведите его связанным!
5 Когда я решаю: Я не буду играть с ними,
Отстану от уходящих товарищей, -
То стоит брошенным коричневым (костям) подать голос,
Как я спешу на свидание с ними, подобно любовнице.
6 В собрание идет игрок, спрашивая себя:
Я выиграю? (и) подбадривая себя.
Игральные кости пресекают его желание,
Они отдают противнику счастливые броски.
7 Ведь игральные кости - цепляющие крючьями, колющие,
Порабощающие, мучающие, испепеляющие,
Дающие мимолетние дары, вновь поражающие победителя.
Пропитанные медом, они мощно (держат) игрока.
8 Резвится их стая числом трижды пятьдесят -
(Она) как бог Савитар, чей закон - истина.
Не склоняются они перед яростью даже могучего.
Даже царь делает им поклон.
9 Они катятся вниз, прыгают вверх.
Без рук они одолевают того, у кого есть руки.
Небесные уголья, брошенные в углубление,
Они сжигают сердце, хотя и холодные.
10 Страдает брошенная жена игрока
(И) мать сына, бродящего неизвестно где.
Обремененный долгами, испуганно ищущий денег,
Идет он ночью в дом других (людей).
11 Игрок стал мучиться, увидев женщину -
Жену других и (их) уютный домашний очаг.
Но ведь он с раннего утра запряг коричневых коней,
(И вот) лег он перед огнем, как слуга.
12 Кто есть полководец вашей великой армии,
Царь, первый в содружестве,
Ему я протягиваю десять (пальцев)
(И) произношу эту клятву: Я не удерживаю богатства!
13 Не играй с костями, (лучше) вспахивай пашню!
Наслаждайся имуществом, ценя (его) высоко!
Вот коровы, о игрок, вот жена, -
На это указывает мне этот господин Савитар.
14 Заключите же дружбу! Помилуйте нас!
Не привораживайте нас дерзко ужасным (колдовством)!
Да уляжется ваша ярость (и) враждебность!
Пусть другой будет теперь в сетях коричневых!
Источник: |